Отредактировано:24.03.11 11:45
Любите ли вы Вагнера?
Вот уже более двадцати лет в Израиле предпринимаются попытки исполнить произведения Рихарда Вагнера. Музыку Вагнера перестали играть в тогдашней Палестине еще в 1938 году. Было это после "хрустальной ночи"в Германии, когда создатель Палестинского филармонического оркестра,
знаменитый скрипач Бронислав Губерман, вернувшийся из Германии,заявил, что Вагнера играть не будет, объяснив, что Вагнер - это символ нацизма. Тот самый филармонический оркестр, который тогда отказался от Вагнера, вот уже более двух десятилетий пытается исполнить его. Это было в 1981 году, когда знаменитый Зубин Мета объявил о своём желании исполнить Вагнера, а израильская общественность ответила грандиозным скандалом.
Попытка была повторена 10 лет спустя израильским дирижёром Даниэлем Баренбоймом, реакция была такой же. В 2001 году Баренбойм всё же исполнил фрагмент из музыки Вагнера с Берлинским филармоническим оркестром на фестивале в Иерусалиме. Это не изменило отношения к
Вагнеру и его музыке. Вагнер в глазах израильтян остаётся символом нацистской Германии, и неисполнение его музыки в сознании многих израильтян стало нерукотворным памятником 6 миллионам евреев,погибших во время Холокоста.
Сегодня мы предлагаем вниманию наших читателей статью, написанную знаменитым дирижером Юрием Арановичем полтора десятка лет назад. Нам кажется необходимым и важным опубликовать этот текст именно сейчас, когда проблема межнациональных отношений в нашей стране стоит достаточно остро.
Похоже, что пушкинский Моцарт ошибался, утверждая, что "гений и злодейство несовместны". История воинствующего вагнеровского антисемитизма в очередной раз доказывает, насколько опасны идеи расовой ненависти и болезненной ксенофобии, когда исходят они не из уст полупьяного колбасника, а принадлежат представителям национальных творческих элит. "Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется".
Увы, дано. Слова одного из величайших композиторов XIX века отозвались миллионами трупов и одной из страшнейших трагедий в мировой истории. Собственно, именно об этом и идет речь: об ответственности духовных лидеров наций перед историей и людьми. "Евреи - это черви, крысы,
трихины, глисты, которых нужно уничтожать, как чуму, до последнего микроба, потому что против них нет никакого средства, разве что ядовитые газы".
Р.Вагнер. Письмо к Козиме 1849 г.
В одном из израильских русскоязычных журналов я прочёл, что о Вагнере больше нигде не спорят, кроме Израиля. Передо мной книга Клауса Умбаха"Рихард Вагнер" (КлаусУмбах - один из самых серьёзных и глубоких исследователей творчества Вагнера), которая начинается словами:"Даже
через 100 лет после смерти Вагнера его физическая смерть вызывает большие дискуссии. Был
ли Вагнер вообще человеком? Был ли он музыкантом? Вёл ли он священную войну за свои религиозные и шовинистические убеждения или занимался только тем, что прекрасными звуками изображал прелесть искусства?"
Сама эта цитата говорит о том, что не только в Израиле и других странах, но и в самой Германии ещё не решен вопрос - кто такой Рихард Вагнер.Не решён настолько, что второй том дневников жены Вагнера, Козимы, не разрешили печатать по цензурным соображениям, ведь дневники
Козимы - это стенографическая запись её бесед со своим мужем. Мы много спорим о Вагнере. Спорим темпераментно, но я думаю, что не всегда знаем, о чем идет речь. Объяснений этому много. Прежде всего именно мы, выходцы из СССР, знаем о Вагнере меньше всех. В Советском Союзе Вагнер-человек был неизвестен абсолютно. Его антисемитская философия не упоминается ни в одном труде о Вагнере, а русский перевод его опер очень далек от оригинального текста. Я понял это только на Западе, близко познакомившись с оригинальными либретто опер Вагнера. Вначале приведу несколько цитат. В своей книге, одну изглав которой Вагнер называет "Ожидовевшее искусство", он пишет:
"Было бы глубочайшей ошибкой отделить Вагнера, мыслителя и философа,от Вагнера-композитора. Может быть, в других случаях это возможно, но в моём - нет". Вагнер не оставляет никаких сомнений в том, что он хочет сказать своей музыкой. В письме к Листу в 1848 году он приглашал его (как Вагнер сам пишет) "...Заниматься музыкальным терроризмом". И действительно, с полным основанием Вагнера можно назвать первым музыкальным террористом нашего времени. И точно так же, как,
например, Арафат и его рганизация заложили краеугольные камни терроризма интернационального, Вагнер является автором теории музыкального терроризма и вообще терроризма в искусстве.
Поэтому наше отношение к Вагнеру должно выражаться как отношение к идеологу определённого течения, определённой цели в музыкальном искусстве. И не только в музыке, но и в политике, общественной жизни.
Какова же была его основная цель? Её Вагнер выражает совершенно ясно в последней главе своей нашумевшей и не перестающей вызывать ожесточённые споры до наших дней книги, одна из глав которой называется "Окончательное решение еврейского вопроса" (кстати, он первый ввёл этот термин). Вагнер написал письмо в баварский парламент, в котором предлагал свой план уничтожения евреев. Ни один из музыкантов, и не только музыкантов, но и философов вообще никогда до Вагнера не выступал с программой уничтожения народа. Даже Ницше,
которого трудно заподозрить в симпатиях к евреям, написал ему письмо,где сказал, что за это предложение Вагнер достоин того,"чтобы он умер в тюрьме, а не в своей постели". В своём письме Вагнеру Ницше заявляет открыто: "Вы не человек, вы просто болезнь".
ПРОДОЛЖЕНИЕ В КОМЕНТАХ