Вальпу́ргиева ночь — с 30 апреля на 1 мая, по германскому народному поверью, служит ежегодным праздником ведьм, собирающихся в эту ночь вокруг своего повелителя, Сатаны, на высокой, недоступной горе Брокен, где и справляют свой «шабаш». Поверье это, выведенное также Гёте в 1-й части «Фауста», сложилось около конца VIII века, вероятно, таким же образом, как возникла и распространилась вера в колдуний и ведьм вообще: так как 1-е мая с особой торжественностью праздновалось язычниками (первый весенний праздник, Белтайн), то старые женщины и вообще все те, кто не мог сразу отказаться от языческих обрядов в пользу христианства, несмотря на строгое запрещение (под страхом смертной казни), продолжали собираться в недоступных местах, чтобы подобающими образом; то есть песнями и плясками, встретить 1-е мая. Обстановка (костры, дикая местность), а может быть, и преднамеренно распускаемые этими тайными язычниками слухи (чтобы избавиться от лишних свидетелей), способствовали распространению в народе рассказов о ведьмах, собирающихся в эту ночь в различных недоступных местах. Название же произошло от совпадения с празднованием 1-го мая памяти св. Вальпурги (Вальбурги), сестры св. Виллибальда, канонизованной в 778 г.
Белтан (кельтский вариант)
Белтан празднуется 30 апреля.
Также назывался "Огонь Бога Беля" и противоположен Самайну (прим. Хеллоуин). Если Самайн раскрывает взаимодействие аспектов жизни и смерти, то Белтайн являет торжество и славу земного бытия. Это праздник костров, привлекающих небесное благословение. После Йоля (празднуется 21 декабря – Зимнее солцестояние) еловый ствол хранили до Белтана, где он выступал уже в роли майского шеста.
Длинные белые и красные ленты, привязанные к вершине столба, развевались на весеннем ветру, танцующие брали их и заплетали вокруг столба под звуки веселой музыки, погремушек и барабанов. Красные ленты вплетались по часовой стрелке, а белые - против часовой стрелки; таким образом, участники празднества вплетали стабильность и процветание в свою личную жизнь в предстоящие летние месяцы. Когда оставалось вплести последние несколько футов ленты, танцующие начинали двигаться против часовой стрелки, скрепляя пожелание роста и благополучия.
Романтические чувства и ухаживание играют важную роль в праздновании Белтана, поскольку в эти дни люди становятся воплощением высшей любви между властелином и владычицей. Белтан не такой серьезный и торжественный, как Самайн; он славится своим весельем, песнями и плясками.
В кельтской мифологии праздник Белтан открывал собой наступление летнего периода, светлого времени года и был связан с возжиганием жертвенного костра и соответствующими подношениями великому Богу Белену. Кроме того, у кельтов существовал обычай устанавливать по два огня честь Беля, между которыми проводили больной скот, чтобы исцелить его и сохранить в течение следующего года. Согласно ирландской традиции, завоевание Ирландии приходилось именно на этот праздник. В Белтан прибыли на остров племена Богини Дану, и этот праздник справлялся в центре Ирландии, в Миде, в резиденции верховного короля.
Это великий праздник плодородия, посвященный Богине и Богу. По легенде, возродившийся Бог достигает поры зрелости, и в эту пору они с Богиней предаются чувственной любви, которая должна положить начало новой жизни. В этот день зажигаются многочисленные костры, мужчины и женщины танцуют древние танцы вокруг "майского дерева" - молодого деревца или столба, украшенного ленточками семи цветов радуги. Во время праздника в одежде ведьм преобладает зеленый цвет, в честь кельтского Бога Беленоса. Ведьмы украшают себя масками из листьев, остроконечными "ушками" или маленькими рожками - символ жизненной силы природы, особенно ярко проявляющейся именно в мае. У ведьм принято считать май - месяцем сладострастия. И не только потому, что число пять имеет глубокий чувственный смысл (5 - число сексуальности). В эту пору тело получает новый заряд энергии, мы чувствуем, как бродят наши жизненные соки, все пять наших чувств обострены. Празднование великой плодовитости Земли сопровождается ритуалами, посвященными сексу и появлению новой жизни. Дети земли - мужчины и женщины - также стремятся к единению и размножению.
Белтан - праздник любви
С этого дня отсчитывается летняя половина года. Важным его элементом, как и в Самайн, считается ритуальное зажигание костров. Для разжигания костра Белтана (огня Ирландии) друиды использовали 9 сортов дерева. Животных проводили через клубы дыма, чтобы защитить их в предстоящем полугодии. Белтан - это время, когда потусторонний мир соприкасается с миром людей, равно как и на Самайн. В связи с Белтаном стоит упомянуть и об одной прочной традиции: если простолюдин успевал за одну ночь выстроить на пустоши дом и к рассвету нового дня над его крышей уже курился дым очага, то он получал во владение и постройку, и земельный участок, окружность которого будет зависеть от того, как далеко он сумеет с порога бросить топор.
Май - время свежего воздуха и любви, и потому все, что с ним связано, таит угрозу для домашнего очага и супружеской верности. Белтан и последующие дни и ночи были временем любовных игр и внебрачных связей. По обычаю в канун этого праздника большие группы молодежи обоего пола уходили вечером в лес и проводили всю ночь за играми, возвращаясь лишь наутро, с ворохом цветов и веток березы и других деревьев. Говорят, что браки, заключенные в мае, длятся всего одно лето, что согласуется с ирландскими законами, в которых Белтан именуется обычным временем разводов. В связи с таким пониманием Белтана существовали следующие поверья, связанные с ма